Выставка «По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера» в музее-заповеднике «Горки Ленинские»

Выставка «По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера» в музее-заповеднике «Горки Ленинские»

Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские» представляет ретроспективную выставку Соломона Телингатера, посвященную памяти выдающегося отечественного дизайнера, мастера книжного, полиграфического, плакатного и шрифтового искусства. Непревзойденный выдумщик Соломон Телингатер на протяжении многих десятилетий отважно и самоотверженно придумывал, изобретал, конструировал уникальные книги.

Выставка «По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера»
Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские»
21 сентября – 3 декабря 2023 года

https://vk.com/gorkilenpublic

Панорама жизни, забот, творческого размаха, новаторских идей и феноменальных достижений новой страны, ее авангардного искусства, ее масштабных проектов по переустройству мира стали предметом работ Соломона Телингатера.

В самых тяжелых испытаниях художнику удалось не предать заветы подлинного искусства и не отречься от идей, сформировавших его юность.

Алиса Бирюкова, директор музея-заповедника «Горки Ленинские»:

«Выставка впервые охватит весь спектр таланта Соломона Бенедиктовича. В фондах музея-заповедника «Горки Ленинские» есть яркие образцы работ мастера, и для нас было важно в год 120-летия художника показать их широкой аудитории. Мы очень благодарны семье художника – его сыну Владимиру Телингатеру, внуку Андрею Телингатеру – за то, что они откликнулись, деятельно поддержали идею выставки, стали ее соавторами и предоставили уникальные материалы, которые прежде нигде не были представлены. Выставочный проект покажет яркие художественные приемы Телингатера – от классики до авангарда, от футуристических театральных эскизов до социальных рисунков, от дадаистских коллажей-фактур в ранних книжных макетах до ясности и выверенности в шрифтах и типографике образов мира двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов ХХ века».

Книги, плакаты, шрифты Телингатера стали универсальными носителями точных характеристик эпохи, в которой жил художник. Его заслуги были отмечены премией и золотой медалью Иоганна Гутенберга – высшей наградой мирового профессионального сообщества. В России Телингатер был первым среди советских художников, кто был удостоен этой награды.

Соломон Телингатер сохранил творческую индивидуальность, работая вместе с Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой, Владимиром Фаворским, Андреем Гончаровым, Александром Дейнекой, Кукрыниксами и другими замечательными мастерами отечественного искусства.

Елена Рымшина, куратор выставочного проекта – искусствовед, преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ:

«Уникальность выставки еще и в том, что основные работы Соломона Телингатера будут представлены в Историко-мемориальном музее-заповеднике, насыщенном ленинской тематикой. В Красном и Белом залах музея, в окружении экспозиции об этапах большого революционного пути, книги и плакаты Телингатера воспринимаются, как и должно, не только подлинными документами эпохи, но и фрагментами самой живой жизни, самой историей большевистской России и СССР».

В экспозиции будут представлены работы из собраний семьи С.Б. Телингатера, Российской государственной библиотеки. Музей-заповедник «Горки Ленинские» предоставит редкости из своих фондов: одну из самых значимых книг в отечественном дизайне «Комсомолия» (1928) и одну из первых книг о русском плакате, в которую включен плакат Соломона Телингатера, – монографию Вячеслава Полонского «Русский революционный плакат» (1925).

Партнёрами проекта стали Центр Вознесенского и дизайн-студия «Самолет» Владимира Семенихина, которая выполнила высококачественные сканы семейного архива художника, а также мультимедийные инсталляции экспозиции.

Важной смысловой и экспозиционной частью проекта станут анимационные ролики, выполненные под руководством Татьяны Михалиной студентами московского Института бизнеса и дизайна. Кураторская группа выставки пошла на заслуживающий внимания эксперимент, включив в экспозиционную канву новое прочтение дизайнерского наследия молодежью. Подобное включение в экспозицию работ молодых дизайнеров дает возможность вести выставочный проект и дальше, уже за рамками сроков его музейного экспонирования.

Продолжением ретроспективной выставки станет Конкурс студенческой анимации и моушен-дизайна по мотивам произведений мастера с участием ведущих художественных вузов Москвы: Института бизнеса и дизайна, Института графики и искусства книги им. В.А. Фаворского Московского Политеха, Национального института дизайна, Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, Школы дизайна Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

В жюри войдет рабочая группа проекта и известные дизайнеры и преподаватели. Изучая оригиналы работ Соломона Телингатера в экспозиции, участники конкурса смогут найти те проектные идеи, которые актуальны и на сегодняшний день, в графическом дизайне двадцатых годов XXI века.

Также в планах – продолжение выставочного проекта на площадке выставочного зала фонда Андрея Чеглакова на Пречистенке. Эта часть проекта будет посвящена последователям Телингатера, соратникам и ученикам.

Итогом двух выставочных проектов станет издание каталога работ Соломона Телингатера.


 

Открытие выставки

В музее-заповеднике «Горки Ленинские» открылась ретроспективная выставка «По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера»

Первый художник СССР, награжденный Золотой медалью международной премии Иоганна Гутенберга – высшей наградой мирового профессионального сообщества. Изобретатель треугольного плаката и фотокниги, первый конструктор книг, непревзойденный каллиграф, фотомонтер и военкор – всё это о Соломоне Телингатере, выдающемся отечественном дизайнере, мастере книжного, полиграфического, плакатного и шрифтового искусства.

Алиса Бирюкова, директор музея-заповедника «Горки Ленинские»:

«Наш уникальный выставочный проект посвящен удивительному человеку и мастеру Соломону Телингатеру – выдающемуся художнику книги, во многом определившему развитие книжного дизайна в XX веке. В экспозиции – весь спектр его работ и творческих экспериментов – от раннего конструктивистского периода до работ 1960-х годов. На них и сегодня ориентируются графические дизайнеры. Значительная часть материалов представлена впервые и ранее никогда не экспонировалась. Это произошло благодаря участию в выставочном проекте семьи художника – сына Владимира Соломоновича, внука Андрея Владимировича, правнука Григория Андреевича. Для широкой публики это имя во многом открытие. И я очень рада, что мы в это внесли свою лепту».

Это первый за последние 50 лет масштабный ретроспективный показ, на котором зрители увидят все значимые работы художника. Панорама жизни, забот, творческого размаха, новаторских идей и феноменальных достижений новой страны, ее авангардного искусства и масштабных проектов по переустройству мира стали предметом работ Соломона Телингатера. В самых тяжёлых испытаниях художнику удалось не отречься от идей, сформировавших его юность, о чем на открытии выставки сказал сын художника Владимир Соломонович Телингатер:

«Прошло 54 года после кончины отца, и я скажу, что он всегда мечтал сделать что-то полезное для будущего и очень много работал. Его было трудно на что-то отвлечь, чтобы он, например, встал от письменного стола и пошёл в концертный зал или театр. Эта выставка подтверждает, что он работал не зря».

В экспозиции представлено около 300 произведений художника из собраний музея-заповедника «Горки Ленинские», Российской государственной библиотеки и архивов семьи Соломона Телингатера.

Архитектуру выставки разработало бюро Эрика Белоусова, архитектор Дарья Черданцева.

Владимир Телингатер, сын художника:

«Я, конечно, хорошо знаком с творчеством отца и бывал на разных его выставках, но то, что я увидел здесь, действительно прекрасно. Работа великолепных дизайнеров позволяет получить полное представление о художнике Соломоне Телингатере».

Соломон Телингатер сохранил творческую индивидуальность, работая вместе с Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой, Владимиром Фаворским, Андреем Гончаровым, Александром Дейнекой, Кукрыниксами и другими замечательными мастерами отечественного искусства. Символично, что в двух залах Научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина» – последнего ленинского музея в СССР – экспозиция повествует об этапах большого революционного пути первооткрывателя советской графики и полиграфии С.Б. Телингатера: «красный зал» посвящён довоенному периоду жизни художника, а «белый» – раскрывает его фронтовой путь и послевоенный этап творчества.

На выставке можно увидеть авторские эскизы обложек и титульные листы, полосные и разворотные иллюстрации, знаменитые журналы второй половины 1920-х годов в макетах и обложках Телингатера, подлинные военные рисунки и газеты военного времени с этими рисунками, уникальные плакаты, эскизы к шрифтовому проекту «Акцидентная Телингатера», а также книги, среди которых роман «12 стульев», выпущенный в 1933 году издательством «Федерация»; штурманский бортовой журнал самолета АНТ-25, на котором 18–20 июня 1937 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова осуществил первый беспосадочный перелет дальностью 9130 км по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (США).

Музей-заповедник «Горки Ленинские» предоставил из своих фондов одну из самых значимых книг в отечественном дизайне «Комсомолия» (1928) и книгу о русском плакате, в которую включен «Русский революционный плакат» Соломона Телингатера.

Выставочный проект демонстрирует яркие художественные приемы Телингатера – от классики до авангарда, от футуристических театральных эскизов до социальных рисунков.

Елена Рымшина, куратор выставки, искусствовед, преподаватель РГХПУ им. С.Г.Строганова и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ:

«Спасибо музею-заповеднику «Горки Ленинские», который принял нас с идеей рассказать о гениальном художнике и показать живую историю абсолютно актуального дизайнера. Без участия семьи был бы невозможен отбор работ. Очень ценно партнерство с Российской государственной библиотекой. Книги, которые проектировал или иллюстрировал Телингатер, я уверена, сохранились не только в библиотеках, но и во многих семьях, ведь он много работал с издательством «Детская литература», хотя основная часть его творчества нацелена на взрослую аудиторию. Если вы не полиграфист или художник, вам будет интересно познакомиться с историей жизни человека, который не изменил своим юношеским идеалам. В 1919 году в Баку Телингатер поверил в марксизм и революцию, потом учился во ВХУТЕМАСе, прошел всю Великую Отечественную войну в ополчении и во фронтовой газете, в которой делал практически все: верстку, набор – и был прекрасным метранпажем. Удостоверение воентехника 2-го ранга С.Б. Телингатера и его фронтовая шинель тоже часть экспозиции. После войны художник в период чисток избежал ГУЛАГа, но по нему прошлась катком борьба с формализмом. И при этом он остался настоящим художником с большой буквы, не предавшим себя и свои внутренние убеждения».

Важной смысловой частью экспозиции стали анимационные ролики, выполненные студентами московского Института бизнеса и дизайна под руководством Татьяны Михалиной. Ролики дают понимание, раскрывают и показывают принципы «монтажа» книги, которыми пользовался Соломон Телингатер.

Продолжением ретроспективной выставки станет конкурс студенческой анимации и моушен-дизайна по мотивам произведений мастера с участием ведущих художественных вузов Москвы: Института бизнеса и дизайна, Института графики и искусства книги им. В.А. Фаворского Московского политехнического университета, Национального института дизайна, Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, Школы дизайна Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

Также в планах – продолжение выставочного проекта на площадке выставочного зала фонда Андрея Чеглакова на Пречистенке.

Итогом двух выставочных проектов станет издание каталога работ Соломона Телингатера.


 

Биография Соломона Телингатера

  • 1903 – родился в Тифлисе (Тбилиси) в семье театрального художника Б.Р. Телингатера
  • 1910 – переехал в Баку, учился на воскресных курсах рисования, в художественных мастерских Наркомпроса. В бакинской типографии «Молодой рабочий» освоил специальность полиграфиста
  • 1919 – один из организаторов, художник агитационной графической студии «БакКавРоста». Художник Рабочего клуба (впоследствии Дома Красной Молодежи) при Бакинском Комитете Азербайджанского Коммунистического Союза Молодежи (БК АКСМ)
  • 1920 – окончил занятия в Азербайджанских художественных мастерских Наркомпроса. Направлен в Москву, во ВХУТЕМАС, где учился один год. 
  • 1920 – художник-оформитель газеты «Юношеская правда» Московского Комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи (МК РКСМ)
  • 1921–1925 – художественный руководитель Дома Красной Молодежи (впоследствии – Центрального Дома Коммунистического Воспитания) и Партийного клуба при Центральном Комитете Коммунистической партии (большевиков) Азербайджана (ЦК КП(б) А)
  • 1923 – заместитель ответственного редактора и технический редактор газеты «Молодой рабочий», органа Бакинского комитета Азербайджанского Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (БК АЛКСМ). Выпускающий редактор и художник газеты «Труд» органа Азербайджанского Совета Профессиональных Союзов (АСПС), руководитель комфракций студентов драматического техникума и художественного училища Баку
  • 1925–1926 – технический редактор и выпускающий издательства «Новая Москва» Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Художник журналов «Комар» и «Комсомолия» Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Союза Молодежи (ЦК ВЛКСМ), Москва
  • 1927 – IВА (Международная выставка искусства книги), Лейпциг, Германия
  • 1927–1928 – инструктор акцидентного отделения школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) 111-й типографии Московского полиграфического объединения (Мосполиграфа). Работник методического бюро по политическому образованию при Краснопресненском районном комитете ВЛКСМ. Художник-оформитель и член редколлегии журнала «Полиграфическое производство» 
  • 1928 – художник-полиграфист 1-й Образцовой типографии Объединения Государственных издательств (ОГИЗ), Москва
  • 1928 – Международная выставка «Пресса», Кёльн, Германия
  • 1928–1929 – художественный и технический редактор журнала «Даёшь» издательства «Московский рабочий»
  • 1929 – Выставка русского искусства, Винтертур, Швейцария
  • 1929–1931 – художник, помощник заведующего технической редакцией и графической части издательства «Земля и Фабрика» (впоследствии Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ)
  • 1930 – «На фронте пятилетки», Берлин, Крейфельд, Дюссельдорф, Кёльн, Германия
  • 1931 – Международная выставка «Искусство книги», Париж, Франция
  • 1932 – член Московского союза художников
  • 1931–1933 – художник, заведующий отделом оформления производственного сектора издательства «Молодая Гвардия», ОГИЗ
  • 1933–1941 – художник, художественный редактор Партиздата Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) ЦК ВКП(б) (впоследствии Гослитиздат при ОГИЗ)
  • 1937 – Большая золотая медаль за художественное оформление книг Партиздата, Международная выставка искусства и техники, Париж, Франция
  • 1939 – Всемирная выставка печати, Нью-Йорк, США
  • 1941 – красноармеец полковой батареи 161-го полка 21-й дивизии Киевского района Москвы
  • Август 1941 – октябрь 1941 – художник дивизионной газеты «Боевое знамя», Центральный фронт
  • Ноябрь 1941 – июнь 1945 – художник газеты «За Родину» (впоследствии – «За Советскую Родину») 49-й армии 1-го Белорусского фронта
  • Июнь 1945 – июль 1945 – работник политуправления второго Белорусского фронта
  • Июль 1945 – май 1949 – художник и старший художественный редактор Военного издательства Народного Комиссариата Обороны (впоследствии Военного министерства СССР), Москва
  • 1947 – Выставка московских художников книги (один из организаторов этой и всех последующих книжных выставок в Москве и за рубежом)
  • 1946–1969 – художник издательств: Детгиз, ГИХЛ, Госполитиздат, Госкиноиздат, Академии наук, «Правда», «Архитектура и градостроительство», «Искусство». Член художественного совета Детгиза
  • 1948 – член художественного совета ОГИЗ
  • 1950 – член Научно-технического совета Научно-исследовательского института полиграфического машиностроения Министерства машиностроения и приборостроения СССР
  • 1955 – член общественных и международных комитетов по организации выставок книги, шрифта. Член жюри конкурсов книги, член бюро подсекции художников книги МОСХа РСФСР
  • 1955 – Пятая международная выставка книжного оформления, Лондон, Великобритания
  • 1959 – член редколлегии журнала «Полиграфическое производство» (впоследствии «Полиграфия») Министерства культуры СССР
  • 1959 – Золотая медаль за оформление книги «Москва. Планировка и застройка». Серебряная медаль за работу в области наборного шрифта, IВА, Лейпциг, ГДР. Член жюри Международного конкурса книжного искусства IBA
  • 1960 – Золотая медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР
  • 1963 – Выставка московских художников, Брно, Чехословакия
  • 1963 – Присуждение Международной премии Иоганна Гутенберга, Лейпциг, ГДР. Начало полиграфического освоения проекта наборного шрифта «Акцидентная Телингатера»
  • 1965 – Серебряная медаль конкурса «Оформление одного стихотворения» (У. Шекспир, «Сонет № 5»). Доклад «О развитии архитектоники текстового набора» на Международном симпозиуме по проблемам оформления книги, IВА, Лейпциг, ГДР
  • 1967 – Международная выставка книги, посвященная 50-летию советской власти. Москва. Член жюри международного конкурса искусства книги. Золотая медаль за оформление книги «Ленин. Собрание фотографий и кинокадров». Доклад на Всесоюзной научно-технической конференции о повышении качества художественного оформления и полиграфического исполнения изданий
  • 1968 – Гутенберговские торжества. Международный симпозиум в честь 500-летия книгопечатания, Лейпциг, ГДР. Доклады: «Традиции Гутенберга в искусстве книги СССР», «Об унификации графем алфавитов на латинской и греческой графической основе»
  • 1969 – скончался в Москве
  • 1971 – IВА. Выставка «Акцидентные работы С.Б. Телингатера. 60 произведений», Лейпциг, ГДР

 


 

Собрания, в которых хранятся произведения С.Б. Телингатера:

Государственная Третьяковская галерея
Государственный исторический музей
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный центральный музей кино
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»
Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Центральный музей Великой Отечественной войны
Музейное объединение «Музей Москвы»
Музей редкой книги Российской государственной библиотеки
Дом-музей Марины Цветаевой, Москва
Дом Н.В. Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека, Москва
Новочеркасский музей истории Донского казачества
Сахалинский областной художественный музей
Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера
Северный морской музей, Архангельск
Ярославский художественный музей
Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, Нукус, Республика Узбекистан
Российская государственная библиотека искусств
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова
Вашингтонская национальная галерея, США
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
IVAM-центр (Валенсийский институт современного искусства), Испания
Mead Art Museum, Амхерст, США
Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия
Tate Modern, Лондон, Великобритания
Галерея К. Гмуржинской, Цюрих, Швейцария
Библиотека конгресса США, Вашингтон, США
Библиотека Гарвардского университета, США
Библиотека Йельского университета, Нью-Хейвен, США
Межуниверситетская библиотека Сорбонны, Париж, Франция
Немецкая национальная библиотека, Лейпциг, Германия

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)