Архитектура современного дома: в поисках идеологии

Большинству заказчиков строительства частных резиденций понятен алгоритм предстоящих работ и определения: концепция – эскизный проект – рабочий проект – строительство – авторский надзор. Каждый из этапов проектирования и строительства принципиально ясен, так как регламентирован соответствующими договорными и нормативными документами. Но зачастую забывается или игнорируется основание, на котором должен происходить осмысленный творческий процесс, которым, безусловно, должно являться создание архитектурного объекта.

Речь идёт о самой идее, которая должна быть идеологическим фундаментом физического объекта, базовой философией. Понятие это широкое, включающее в себя массу аспектов и не подлежит строгой регламентации. Само же понятие может быть разделено на собственно идеологию – то, что формируется в течение длительного времени и не может быть изменено в одночасье, и на идею создания конкретного объекта, то есть бизнес-стратегию, учитывающую конкретные физические, эргономические, экономические и культурологические параметры реализации.

Частная резиденция в предгорьях Алтая, Бюро концептуальной архитектуры Ideologist+ Architects

Идея как бизнес-стратегия подразумевает разработку мастер-плана, учитывающего комплексный подход к проектированию. Итогом работы должен стать объект недвижимости, имеющий не только инвестиционную ценность и удовлетворяющий потребностям определённого заказчика, но и вписанный в окружающую среду, или, если это экономически возможно, формирующий эту среду, задающий вектор развития прилегающих территорий.  То есть это не банальные «квадратные метры», а объект, являющийся частью развитой архитектурной среды. Дом, построенный в нужном месте, обладающий стилистически сбалансированной архитектурой и продуманной эргономикой, будет отличаться не только эстетической привлекательностью и комфортом, но и иметь инвестиционную стоимость гораздо большую, нежели построенный при том же бюджете, но без учёта перечисленных факторов.

Неподготовленному человеку может показаться, что накопившейся базы архитектурных идей достаточно, чтобы просто брать и компилировать. Но это далеко не так. Созидательный процесс, в чём бы он ни выражался, не может быть продуктивным, если он лишён идеологической основы. На бытовом уровне это можно представить как поход в продуктовый магазин: каждый продукт съедобен сам по себе, но для того, чтобы приготовить изысканное блюдо, потребуется понимание идеи конкретного блюда, тщательный выбор компонентов и мастерство.

Для того, чтобы получился эффективный результат, требуется мультидисциплинарный подход, включающий в себя работу не только проектировщиков, но и социологов, культурологов, экономистов и девелоперов в самом широком понимании термина. Для решения масштабных (градостроительных) задач формируются специализированные институты. В частной практике далеко не многие проектные организации обладают соответствующими компетенциями. В качестве исключения можно представить Архитектурное бюро Ideologist+ Architects, реализовавшее ряд концептуальных проектов, представляющих сбалансированное идейно наполненное решение.

Частная резиденция в предгорьях Алтая, Бюро концептуальной архитектуры Ideologist+ Architects

Специалистам под силу осуществить реализацию конкретной идеи в тактическом формате и, в случае наиболее удачных решений, задать будущий вектор развития архитектурной мысли, но они всегда вынуждены работать в существующем идеологическом поле. Это стратегический субстрат, на котором формируются идеи, имеющие конкретное выражение. Эта идеология надутилитарна, хотя и несёт в себе прагматичный элемент.

Изначально идеология архитектуры носит глобальный, общественный характер, отображает восприятие мира человеком и определяет место человека в этом мире, образ его этических и эстетических воззрений. Самый ранний и ярко выраженный пример идеологии в архитектуре – пирамиды Египта. Многие столетия не прекращались попытки поиска утилитарности в этих величественных сооружениях, до тех пор, пока современная наука, основываясь на многочисленных источниках, не дала ответ – её нет, во всяком случае, в современном понимании термина. Идея пирамид заключена в самом процессе их создания. Таким образом, народ-строитель (а задействована была именно масса народа, «граждан» в современном понимании) самоутверждался, уподобляясь богам, ведь только боги способны на созидание. Утилитарность пирамид гораздо глубже, она заключена в легитимизации превосходства созидателей над не-созидателями со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями.

Учитывая современный уровень урбанизации, может показаться странным, но глобальные идеологические течения в архитектуре всегда стремились к гармонии с окружающим миром, просто этот мир воспринимался по-разному. Чёткие, почти казарменные линии шедевра классицизма – ансамбля Версальского парка – это не противоборство с природой, а восприятие божественной гармонии, в которой всё упорядочено. Протестантский аскетизм, выражающийся в столь популярном сегодня «скандинавском стиле», пропагандирует сдержанность, потому что в этом мировосприятии сдержанность – это естественность, натуральность. Ну и, пожалуй, самая сильная и структурированная декларация «природосообразности» представлена японской архитектурной традицией, пропитанной духом синтоизма.

Частная резиденция в предгорьях Алтая, Бюро концептуальной архитектуры Ideologist+ Architects

«Всепроникающая» суть синтоизма особо привлекательна для реализации загородных резиденций, так как всегда учитывает индивидуальность, как личностную, так и предметную. Это персональная идеология, но она не вступает в противоречие с идеологией общественной, а является её частью, причём частью равнозначной, а не находящейся в иерархических отношениях, как это обусловлено европейской традицией. В отличие от европейского «терраморфинга» под идеализированную визуализацию, японский подход учитывает исходный ландшафт как базис для реализации идей. Это касается не только природного окружения, но и сложившейся архитектурной среды.

Пример удачного применения принципов японской архитектурной традиции в отечественных реалиях мы можем видеть в композиции частной резиденции в предгорьях Алтая, реализованной Бюро концептуальной архитектуры Ideologist+ Architects. Речь идёт именно о принципах построения композиции, а не о прямом копировании с использованием национальных архитектурных элементов. Существуют общие тренды – экологичность, энергоэффективность, но в различных обстоятельствах – климатических, экономических, культурологических – они могут (и должны) быть реализованы по-разному.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)